Сначала человек был всего лишь биологическим существом — одним из многих. Но у этого существа оказалось орудие особого рода: мозг. Не просто орган, а машина производства, накопления и передачи информации. Именно он, мозг Homo, вырвал нас из животного мира и создал человека.
Но что мы видим теперь? Человек — просто животное с мозгом и культурой, — на наших глазах получает второе орудие: великие нейросети, искусственный разум, - коллективный мозг человечества. Он умножает нашу оперативную и долговременную память, ускоряет мыслительный процесс, делает доступным анализ гигантских массивов данных каждому. Каждому! Не только “избранным”.
И вот — высокомерные гении, как язвительно замечал Сапольски, гордившиеся тем, что случайная генетическая лотерея сделала их "особенными", начинают терять своё монопольное преимущество. Подарок судьбы перестаёт быть эксклюзивным. Их уравнивают с трудолюбивыми "посредственностями". Вооружённые новым интеллектом, могут играть на равных.
Хотя — не стоит волноваться. Поле для гениальной игры ещё остаётся. Просто правила другие.
При этом ясно: нейросети, а не ницшеанство, закрывают эпоху Человека. На смену ему идёт новый вид — биотехнологический, гибридный, непредсказуемый. Сверхчеловек приближается. Он идёт с улыбкой будущего. От человека в нем останутся инстинкт самосохранения и воля к власти.
Жалеть ли о прошлом? Конечно. Ностальгия, любовь к старым привычкам, к иллюзии уникальности — всё это по-человечески трогательно. Но пытаться остановить прогресс — всё равно что обезьяне в свое время сетовать, что Homo sapiens забыл заветы предков, сидевших на деревьях. Обратно в крону — не вернуться.
Так стоит ли цепляться за иллюзию вечного человеческого "я"? Или, быть может, научиться смотреть в глаза новому — с осторожностью, иронией, но без страха?
Ничто так не подтвердило аргументами опыта прозрения постмодернистов как ИИ.