Фуко. «Безумие и неразумие. История безумия в классическую эпоху» (1961)

И вот место прокажённого занимает безумец. Не сразу, не в одночасье. Переход этот был незаметным, почти органичным. Как вода в сухом русле старой реки, структура исключения ищет новую плоть. Сначала — венерические больные, потом — нищие, преступники, наконец — безумные.
Соавторы: СиминенкоФуко
Фуко. «Безумие и неразумие. История безумия в классическую эпоху» (1961)

«Безумие и неразумие. История безумия в классическую эпоху» — одна из самых глубоких и противоречивых работ Мишеля Фуко, впервые изданная во Франции в 1961 году. Уже само её оригинальное название (Folie et déraison) задаёт парадоксальную интонацию: как возможно одно без другого? Где проходит граница между безумием и неразумием, и кто имеет право её чертить?

Реферат книги

В воображении средневекового человека безумие было пугающей тенью — знаком иной реальности, почти сверхъестественным предзнаменованием. Когда по улицам города брёл безумец, его встречали одновременно страх и странное почтение. Некогда подобным образом относились к прокажённым: этих несчастных изгоняли из общин, но наделяли почти священным статусом – живыми напоминаниями о грехе и милости. К XIV–XV векам лепрозории опустели – чума проказы отступила. И вот роль изгоев, чьё присутствие тревожит общество, перешла к новым фигурам: бродягам, нищим и умалишённым.

Но если прокажённого исключали полностью, то безумца приручали в фигуре шута или философа, и кажется, что разум сумел поставить себе на службу даже собственную противоположность. Но эта победа разума оказалась недолговечной. Уже на исходе XVI века зарождаются новые настроения – предчувствия строгого порядка, который не потерпит никаких двусмысленностей.

«Великое заточение»: разум противится безумию

XVII век в Европе – время торжества порядка и разума, но и время тревог. Растущие города сталкивались с наплывом нищих, бродяг, бесприютных душ. Порядок для новой буржуазной эпохи значит всё; хаос больше не имеет романтического ореола. На этой почве возникает то, что Мишель Фуко назвал Великим заточением – масштабная изоляция всех, кто выбивается из нормы. 

Условная дата начала «великого заточения» – 1656 год: король Людовик XIV издаёт указ о создании в Париже печально известного Общего госпиталя. Название обманчиво – это не больница, а огромный приемник для «неугодных»: под его своды силой загоняют сумасшедших, нищих, инвалидов, блудниц, алкоголиков, еретиков и вообще всех, кого новый городской порядок клеймит как неразумных.

Что движет этой кампанией тотальной изоляции? Моральный пафос и социальная выгода сплелись воедино. В эпоху Реформации и наступающего Просвещения праздность считалась величайшим пороком – “матерью всех грехов”. Труд возвели в главную добродетель и обязанность человека. Поэтому неспособных или не желающих трудиться – хоть по болезни, хоть по лени – объявили не просто экономическим бременем, но греховными элементами. Безумец из загадочного носителя Божьей тайны превратился во врага общественного порядка.

Итог «великого заточения» – безумие переместилось с городских улиц за толстые стены и решётки. Между сумасшедшим и остальным обществом воцарилась дистанция, пустота. Это позволяло взглянуть на безумца как на нечто отдельное, объект наблюдения, а не голос внутри культуры.

Лечебница вместо цепей: рождение психиатрии

Конец XVIII века. Революционная гроза во Франции меняет многое – в том числе отношение к казематам, в которых томятся тысячи людей без суда и следствия. Новый гуманизм стучится даже в мрачные палаты для сумасшедших. В 1790-е годы почти одновременно происходят два знаковых события: во Франции главный врач Бисетр Филипп Пинель реформирует парижские дома умалишённых (в 1795 г.), а в Англии квакер-подвижник Уильям Тьюк основывает частное убежище “Ретрит” в Йоркшире (1796 г.). Этих людей впоследствии провозгласили освободителями безумных: ходит легенда, будто Пинель лично снял цепи с несчастных пациентов Сальпетриер. Картины, гравюры и учебники рисуют трогательную сцену: просвещённый доктор разжимает оковы, и исстрадавшиеся безумцы с благодарностью простирают к нему руки. Что же произошло на самом деле?

Фуко утверждает: произошло не снятие, а смена оков. Да, цепи реально заменили на смирительные рубашки, жестокие побои – на “мягкое обращение”. Но суть лечения осталась прежней: подчинить безумца чужой воле. Лечебница Пинеля вовсе не оказалась царством свободы и рациональной терапии. Скорее, это новый театр, где разыгрывается драма Разума и Безумия в обновлённом жанре. Если прежде безумец просто сидел в камере как зверь, то теперь его выводят на своеобразный моральный суд. В роли судьи – врач и обслуживающий персонал; в роли обвиняемого – пациент. Обвинение одно на всех: уклонение от нормы. Виновен тем, что не такой, как все. Как же добиться “оправдания” – то есть излечения? 

Фуко язвительно отвечает: через раскаяние. Безумца выпускают из одиночки, но помещают в общество себе подобных, под неусыпный взгляд доктора. Этот всевидящий взгляд (почти как у надзирателя в тюрьме) день и ночь следит за пациентом. Сумасшедшему постепенно внушают чувство вины: мол, ты сам виноват в своей несчастной доле, ты слабый, грешный, неправильный. Ему предлагают путь “исправления”: добровольно признать свою аномальность и подчинить поведение требуемым нормам. Так начинается то, что можно назвать психологическим перевоспитанием. 

Пациенты работают в саду или мастерской – труд вновь используется как лекарство для души. Им устраивают своеобразные воспитательные спектакли: к примеру, в том самом “Ретрите” Тьюка уличённого в проступке сумасшедшего сажали обедать одного, за отдельный стол – пока он не осознавал вину и не просил вернуться к общему столу. Подобные сцены удивительно напоминают нравоучительные притчи или семейные наказания. Лечебница превратилась в микромодель общества, где уважают порядок, религию, мораль – и карают тех, кто не уважает.

Фуко пишет: «Лечебница эпохи позитивизма – это не пространство свободы, где наблюдают больных...; это пространство правосудия, где человека обвиняют, судят и выносят ему приговор, и где освобождение достигается лишь через перенос судебного процесса в глубины собственной психики, то есть через раскаяние». Иначе говоря, сумасшедший обретает свободу только признав себя сумасшедшим, признав правоту окружающего общества. Лечебница декларирует: мы не наказываем вас, вы же больны! – но на деле внутри неё безумие по-прежнему наказуемо, просто теперь наказание принимается самим безумцем как лечение и благо. 

“Тюрьма морали” – так образно называют этот новый институт. Внешне он гуманнее старых тюрем, но, возможно, ещё глубже ранит душу: ведь заключённого убеждают, что тюрьма у него в голове, и выпустят его лишь тогда, когда он изменит своё сознание.

Однако именно в этой новой несвободе кроется парадоксальный прогресс. Единый институт “психиатрической больницы” создал условия для рождения научного подхода к безумию. Если прежде безумных было собрано вместе и отделено от прочих “порочных” маргиналов, стало возможным изучать их как особую группу. Врачи, надзиратели, учёные – все получили доступ к относительно “чистому” объекту исследования. 

Фуко замечает, что знание о безумии родилось не в университетских кабинетах, а в казармах для душевнобольных. Когда все умалишённые были собраны вместе и отделены от прочих “порочных” маргиналов, стало возможным изучать их как особую группу. Врачи, надзиратели, учёные – все получили доступ к относительно “чистому” объекту исследования. Именно тут, за закрытыми дверями лечебниц, врачи столетия фиксировали симптомы, сравнивали случаи, вырабатывали первые классификации. Им, конечно, помог дух времени: медицина конца XVIII – начала XIX века вообще резко двинулась к систематике и позитивизму. Повсюду составлялись атласы болезней, для всего искали естественное место в иерархии недугов. 

Повсюду составлялись атласы болезней, для всего искали естественное место в иерархии недугов. Безумие тоже нашло своё место – его начали описывать в тех же терминах причин и симптомов, что и телесные болезни. Так, в общественном сознании закрепилось: безумцы не злодеи и не пророки, а пациенты. Казалось бы, блестящая победа гуманизма. Но Фуко не даёт обмануться: он показывает, что понятие психической болезни возникло вовсе не из милосердия врачей и не из успехов науки, а из социальной необходимости. Когда бурно развивающемуся капиталистическому обществу понадобилось вернуть как можно больше людей в строй трудящихся (потому что не хватало рабочих рук), – тюрьмы “великого заточения” распахнулись, выпуская всех, кто мог работать. 

Те, кто действительно утратил разум и трудоспособность, стали теперь отдельной категорией – больными, достойными жалости, а не гнева. Проще говоря, общество решило: раз эти люди всё равно бесполезны, пусть медицина признает их больными и займётся ими. Врач-психиатр стал тем фигуром, через которую разум классической эпохи окончательно подчиняет себе всё иррациональное.

Безумие вновь подаёт голос

Спустя века молчания безумие попыталось заговорить – устами тех, кого сами современники считали полусумасшедшими гениями. Фуко указывает, что “древнее, космическое безумие” лишь дремало в глубинах культуры, даже когда Просвещение именем разума заковало его в цепи. И именно оно внезапно прорвалось наружу в последних словах Ницше и последних видениях Ван Гога. В конце XIX – начале XX века философ Фридрих Ницше, потрясший основы европейской морали, и художник Винсент Ван Гог, чьи картины рвут полотна буйством цвета, – оба прошли через личное безумие. 

Их творчество общества сначала сочло бредом, но потом признало гениальностью. Это ли не ирония истории: безумие, объявленное побеждённым, на исходе “благоразумного” века возвращается как источник нового осмысления мира! К ним можно добавить и Антонена Арто – французского поэта и режиссёра, чьи собственные психические страдания вылились в глубокие размышления о природе искусства и сумасшествия. В этих фигурах трагическое, экзистенциальное безумие, казалось, снова обрело голос – пусть и ценой гибели или личного крушения гения.

А вскоре и сама наука вынуждена была приоткрыть дверь в темницу молчащего безумия. Имя этому повороту – психоанализ. Зигмунд Фрейд, венский врач, предложил прислушаться к тому, что говорит безумец. Разумеется, на условиях врача: пациент лежит на кушетке, за его спиной невидимый аналитик, как судья, наблюдает за любым словом. Картина всё той же лечебницы – но хотя бы больному дают высказаться. 

Бред, галлюцинации, сны – всё то, что классическая психиатрия просто отмела как пустой шум, – Фрейд объявил осмысленным “языком бессознательного” и начал интерпретировать. В каком-то смысле диалог разума и безумия возобновился: разум (в лице аналитика) снова слушает (хотя и не равноправно) речь безумия. Фуко отмечает, что психоаналитик сочетает в себе “абсолютный взгляд надзирателя” и одновременно внимательное ухо, воспринимающее монолог пациента. Так трещит стены “тюрьмы морали” – хотя бы тонкой паутинкой.

История безумия, прослеженная Фуко, на самом деле обращена к сердвине человеческой сущности. Недаром в финале своей книги философ утверждает: «Человек становится природой для самого себя лишь в той мере, в какой он способен к безумию». Что это означает? То, что способность переступить грань разумного – не аномалия, а базовое свойство человека. Безумие – своего рода зеркало, в котором человек может увидеть своё истинное лицо, но лишь на миг, потому что тут же утрачивает рассудок и не может осмыслить увиденное. 

Каждая эпоха смотрела в это зеркало и видела нечто своё. Средневековый человек узрел там адские ужасы и Божий промысел. Ренессанс – трагикомедию жизни, где добро и зло сплетены. Классическая эпоха отвела взгляд и спрятала зеркало под замок, объявив, что никакого безумия нет – есть только отсутствие порядка. Но спрятанное зеркало никуда не делось, и время от времени правда безумия вырывается наружу, ставя разум в тупик. 

Современная культура XX века, измученная мировыми войнами и тоталитаризмом, внезапно тоже заинтересовалась безумием – уже без романтики, но с сочувствием. Зарождается антипсихиатрия, художники и писатели пытаются понять внутренний мир шизофреника, а общество спорит: всегда ли нормальность – это норма? Фуко радикален: он считает, что позитивная наука о человеке вообще стала возможна лишь после того, как безумие было заточено и поставлено под наблюдение. И если мы хотим когда-либо вырваться из этого порочного круга – нужен не новый диагноз, а революция сознания. 

Альтернатива существующей психиатрии, по Фуко, – это не какая-то улучшенная терапия, а полное упразднение старых институтов принуждения и возвращение к диалогу с иррациональным началом в человеке. Возможно, это звучит утопически. Но «История безумия» учит нас, что великие утопии разума зачастую оборачивались самыми безумными практиками. Значит, осмыслить Безумие – значит лучше понять и собственный Разум, его пределы и его ответственность. Фуко заставляет нас взглянуть по ту сторону привычного порядка – туда, где бродит безумие, которое, как выясняется, никуда не исчезало. Оно лишь ждёт часа, когда мы наконец услышим его голос.

Теги
Семиотическая парадигма 50 Интерпретации 42 Макросоциология 40 Археологическая парадигма 40 СССР 37 Текст 35 Когнитивные науки 35 Макроистория 31 Блог 30 Пайпс 29 В огне первой мировой 26 Повелители хаоса 24 Бродель 23 Научный коммунизм 22 Нормальный человек 20 Объяснительные модели распада СССР 16 Постмодернизм 15 Дополнительные материалы к энциклопедии постмодерна 15 Трактаты 15 Дискурс 13 План исследования 12 Знак 11 Парадигмы постмодернизма 11 Справочный материал 11 Повседневный коммунизм 11 Труды 10 Факторный анализ 10 Исследования 9 Миронов 9 Зиновьев 8 Сорокин 7 Никонов - Крушение 6 Знание 5 Элита 5 БесконечныЙ тупик 5 Массы 5 Власть 4 Автор 4 Этология 4 Желание 3 Археология знания 3 Традиция 3 Модерн 3 Типы трансформации дискурса 3 Симуляционная парадигма 3 Философские школы 3 Знаки власти 3 Транскрибации 3 Научный капитализм 3 Сэджвик 3 Новый человек 3 Организационный материализм 3 Шизоанализ 2 Соавторы 2 Дискурсивные практики 2 Модернизм 2 Генеалогия 2 Биографии 2 Диспозитив 2 Социологическая парадигма 2 Нарратологическая парадигма 2 Порождающие модели 2 Семиотика 2 Великая революция 2 Источники социальной власти 2 История преступности 2 Глоссарий 2 Дикость 2 Мирсистемный анализ 2 Миф 1 Символ 1 Идеология 1 Философия жизни 1 Складка 1 Differance 1 «Смерть Автора» 1 «Смерть Бога» 1 Постметафизическое мышление 1 Другой 1 Абсурд 1 Авангард 1 Автономия 1 История сексуальности 1 Порядок дискурса 1 История безумия в классическую эпоху 1 Истина 1 Речь 1 Язык 1 Клиника 1 Школа 1 Тюрьма 1 Контроль 1 Дисциплина 1 Субъект 1 Забота о себе 1 Трансгрессия 1 Подозрение 1 Карта и территория 1 Хаос 1 Порядок 1 Иерархия 1 Неравенство 1 Наука 1 Общество 1 Архетип 1 Эпистема 1 Археология мышления 1 Археология дискурса 1 Эпистемологические разрывы 1 Режимы знания 1 Книга 1 Искусственный интеллект 1 Постмодерн 1 Бессознательное 1 Машина желания 1 Шизоаналитическая парадигма 1 Ироническая парадигма 1 Коммуникационная парадигма 1 Номадологическая парадигма 1 Ацентрическая парадигма 1 Ризома 1 Нарратив 1 Практические примеры и эксперименты 1 Реальность 1 Динамо 1 Самоорганизация 1 СССР: Экономика 1 Красное колесо 1 Март семнадцатого 1 Дореволюционная история 1 Фурсов 1 Золотарёв 1 Манн 1 Нефёдов 1 Солженицын 1 Никонов 1 Новая теория коммунизма 1 Русские 1 Вахштайн 1 Метод 1 \ 1 Бинаризм 0 Смысл 0 Психоанализ 0 Социология 0 Нация 0 Народ 0 Блоки 0 Шизоаналитическаяпарадигма 0 Книги 0 История 0 История России 0 От традиции к модерну 0 Антропология 0 Тезисы и планы 0 Воля к власти 0 Социология революции 0 Советская власть 0 Преступность 0 Методические указания по истории СССР 0 Всемирная история 0 Тупик 0 Лекции 0 Конспекты 0 Публицистика 0 Социобиология 0 Психофизиология 0 Западная философия от истоков до наших дней 0 Эволюция 0 Этнография 0 История социализма 0 Социализм - учение 0
Cover