Понятия «субстанция» и «функция» в истории философии и логики

Субстанция традиционно понимается как нечто самостоятельное, первичное в бытии. У Аристотеля под субстанцией (ousia) понимался единичный индивид – основа сущего, не находящаяся «в» каком-либо другом (акциденция). У Спинозы субстанция тождественна Богу или природе: «существует само по себе и представляется само через себя», причем таких субстанций лишь одна (пантеизм). Лейбниц считал субстанциями «простые сущности» – монады, базовые «единицы» мира, не имеющие частей. Кант вводит субстанцию как категорию рассудка, обозначающую устойчивость вещи во времени: схема «субстанциальности» – это «устойчивость реального предмета во времени». У Гегеля дух рассматривается как истинная субстанция, тогда как материальные объекты «не обладают для себя бытием»: «Субстанция материи находится вне неё, дух есть у себя бытие». В феноменологии Гуссерля акцент смещается от объективной субстанции к структуре сознания: смысл (значение) предмета дан в составе опыта (ноэме), а не в недоступном «вещном» предмете. В аналитической традиции (представленной, например, Витгенштейном) понятие субстанции связывается с логическими объектами – «простыми объектами» мира. В Трактате Витгенштейн прямо пишет: «Объекты образуют субстанцию мира. Вот почему они не могут быть составными». При этом он отмечал, что «субстанция мира способна определять только форму, но не материальные свойства» – плоть мира задают только конфигурации простых объектов.

Функция в философии и логике многозначна. В логическом смысле (особенно в аналитической традиции) функция – это правило соответствия (mapping) между объектами или истинами: Фреге обозначил понятие как функцию аргумента, принимающую значение истины или множества. Так, в формальной логике предикат есть функция, возвращающая истинностное значение. В поздней философии языка функция слова часто понимается как его роль в языке: Витгенштейн подчеркивает, что слово или предложение «имеет определённое значение, основанное только на „правилах" текущей языковой игры» – то есть смысл слова задает его употребление. В континентальной традиции термин «функция» встречается, например, в гуссерлевской теории интенциональности (функция сознания даёт предметности ей присущую структуру), или в гегелевской диалектике (познание выполняет телос – познаваемая идея). Часто обсуждается «функция» как соотношение понятия и реальности (см. схему Фреге), т.е. как способ, каким понятие отображает сущность вещей. Роль функции в математической логике – связывать аргументы с результатами – связывает ее с онтологией тем, что каждое логическое выражение через функцию предполагает существование соответствующих сущностей (значений функции) в онтологии теории.

Аристотель

Аристотель отождествляет субстанцию с индивидуумом – первичной сущностью. В «Категориях» он отмечает, что субстанция не «находится» ни в чём другом и сама не зависит ни от какого субстрата. Субстанция – это самостоятельное бытие, носитель свойств (акцидентий). Вторыми сущностями у него являются род и вид: через них мы можем говорить о сущностях, но первоосновой всегда остаётся конкретный индивид. По логике Аристотеля, субстанция – это то, что лежит в основании бытия, «не подлежащее» (основа предикатов и суждений). Функция у Аристотеля носит телеологический характер (например, «эргоном» человека он считает разум), однако в формальной логике Аристотеля функции как таких нет – это цель, а не математическое соответствие.

Спиноза

Спиноза развил единичную монолитную модель реальности: существует «только одна субстанция», то есть Бог или Природа, «существующая сама по себе и представляемая через себя». Он отвергает традиционное дуалистическое разделение (как у Декарта) и считает, что все конечные вещи – это модусы (модификации) этой единой бесконечной субстанции. У Спинозы субстанция бесконечна, неизменна и неделима, а все «материальные» и «духовные» явления редуцируются к проявлениям атрибутов (единственно нам известных – протяжения и мышления) этой субстанции. Функции в смысле формальной логики у Спинозы нет; его понятие функции ближе к причинности (каждая модификация – следствие внутреннего порядка субстанции). Его учение – онтологический пантеизм, где единственной субстанцией является Бог.

Лейбниц

Лейбниц развивает субстанциальный плюрализм: мир состоит из бесчисленных неделимых субстанций (монад), каждая из которых автономно «способна к изменению своего состояния» (изменение из внутреннего «стремления»). Монады – простые субстанции, которые «ни окна, ни двери» не имеют (никак не взаимодействуют напрямую, предустановленная гармония согласует их состояния). Таким образом, для Лейбница первичны «индивидуальные сущности» (монады), а не материя или пространство. Любая сложная вещь происходит из согласованного действия множества монад. Понятие «функция» у Лейбница можно отнести к его математическому и логическому наследию: он заложил основы анализа (функциональных зависимостей) и логики, но в философском смысле выделяет главное – сущность каждой монады и связь её восприятий (апперцепций). Его «онтологический минимализм» противостоит метафизическому рационализму (каждая монада – «живое зеркало Вселенной»).

Кант

Кант вводит субстанцию как одну из априорных категорий рассудка (в категории отношений – «субстанция и принадлежность»). В трансцендентальной дедукции он подчёркивает, что через категорию субстанции мы абстрагируем «устойчивость предмета во времени». Субстанция у Канта – это то, что сохраняет своё «бытие» в изменяющемся процессе опыта (схема «субстанциальности» – устойчивость реального предмета во времени). В метафизическом плане Кант различает мир вещей-в-себе (субстанции вне пространства-времени, непознаваемые) и мир явлений (его объекты можно только феноменально описать). Категория субстанции делает возможной науку о природе, но Кант предупреждает о её регулятивных границах. О понятии функции Кант непосредственно не пишет, однако его учение о суждениях («функциях суждения») подразумевает, что логические формы (например, категориальный синтез) «упорядочивают» опыт; таким образом функция суждения – это объединяющее представления действие рассудка.

Гегель

У Гегеля «субстанция» переходит в понятие «абсолютного духа». Метафизическая система Гегеля основана на диалектическом единстве мысли и бытия, где дух (Geist) выступает одновременно как субъект и субстанция реальности. В «Науке логики» Гегель отождествляет единство логики и метафизики: Абсолютное есть самоопределяющаяся идея. В цитате Людвига фон Мизеса выражена суть гегелевской онтологии: «Единственной реальной вещью во Вселенной является Geist. Материальные вещи не обладают для себя бытием. Субстанция материи находится вне её, дух есть у себя бытие». То есть Гегель считает, что материальные объекты – лишь появление, тогда как субъектно-знательная активность (дух) истинно реально. Таким образом, гегелевский дух – это и субстанция (самоосознающийся мир) и субъект (развивающийся через историю). В гегелевской логике функции выступают как диалектические «движущие силы» мыслительного процесса (тезис–антитезис–синтез), а «функция познания» мира реализуется через исторически и логически обусловленные переходы категорий (от бытия к сущности к понятию). Гегель оказал влияние как на континентальные, так и на аналитические традиции философии, а его категория «субстанция» стала одной из «рекурсивных» идей в истории метафизики.

Гуссерль

Эдмунд Гуссерль как основатель феноменологии не использует категорию «субстанции» в традиционном смысле. Он предлагает сместить вопрос на структуру сознания: каждый акт сознания направлен на какой-то предмет (интенциональность). В этой теории важнее то, каким предмет дан в сознании (ноэма), чем какой-то «вещный субстрат». «Гуссерль настаивает на том, что феноменологически несравненно большее значение имеет предмет, каким он дан в составе переживания (в ноэме), а не сам недоступный трансцендентный предмет». Иными словами, значение предмета (его сущность) конституируется сознанием, а не извне. Для Гуссерля функция сознания – конституировать смысл; он разрабатывает теорию «характеристических функций» познания (например, функции интенциональных актов, объединяющих ощущения в понятные объекты). Его анализ логики и математики (в ранних «Логических исследованиях» и «Философии арифметики») укладывается в феноменологическую рамку: понятия, функции и значения выводятся из структуры опыта. Гуссерль заложил основы «теории значения» как идеального объекта: значение – это идеальный наполнитель смыслового акта, а функция логического высказывания определяется тем, к каким ноэмам оно отсылает.

Витгенштейн

Витгенштейн представил две разные концепции. В «Логико-философском трактате» (1921) он постулирует, что мир состоит из простых фактов и объектов. Простые объекты он называет субстанциями: «Объекты образуют субстанцию мира. Вот почему они не могут быть составными». Субстанция мира у Витгенштейна – это совокупность простых объектов и их логической формы, задающей неизменную структуру. Субстанция определяет форму «картины мира», но не его содержание: «лишь посредством суждений проявляются материальные свойства – лишь посредством конфигурации объектов». То есть функции утверждений строят конфигурацию этих объектов.

В поздних трудах (Философские исследования) Витгенштейн отвергает метафизический подход к субстанции и сосредотачивается на языке. Понятие функции у него становится языковым – каждое слово «функционирует» в языковой игре. Значение слова определяется его употреблением в языке: «Витгенштейн утверждал, что слово или предложение имеет определённое значение, основанное только на „правилах" текущей „игры"». Таким образом, функция высказывания – это его роль в коммуникации. Аналитический акцент смещается от «функции объекта» к «функции языка», а «субстанция» заменяется понятием грамматики и формы жизни.

Сравнительный анализ (аналитическая vs континентальная традиции)

В аналитической традиции (представленной логикой и философией языка) понятие «субстанция» редуцируется до формальных объектов: логические атомы мира (у Фреге и Лейбница – аргументы функций, у Витгенштейна – простые объекты). Функция в аналитической традиции – это логическая или математическая функция (например, высказывательные функции или концепты у Фреге), а в философии языка – «языковая игра» (Wittgenstein).

Континентальная традиция обращается к метафизическим и гносеологическим аспектам: у Гегеля субстанция – это абсолютная идея (самопознающий дух), а функция – диалектическое развитие понятия, у Гуссерля функция – сознательная конституция смысла (интенциональная структура), у Канта субстанция – категория опыта. Пересечение традиций заметно в наивной логике бытия (экзистенциализме, структурализме): и аналитики, и континенталы признают необходимость прояснить онтологическую основу мира, но идут разными путями. Например, Гегель оказал влияние на аналитические философы XX в. (опосредованно через логику), а формальная логика Фреге–Russell повлияла на континентальную феноменологию (Через Гуссерля). Аналитики предпочитают формальные методы и значение через употребление, континенталы – диалектический синтез и феноменологическое описание.

В контексте математической логики понятия «функция» и «значение функции» выступают ключевыми. Логические функции устанавливают соответствия между элементами моделей и формами высказываний, а их значения служат онтологической «нагрузкой» теории (вероятностные, булевы и др. значений). Это объясняет связь логики с онтологией: выбор логической системы подразумевает принятие определённой структуры бытия (например, в теории множеств функции соответствуют множествам упорядоченных пар). В философии такие идеи находит Фреге, рассматривавший понятие как функцию аргумента, принимающую логическое значение (истина/ложь). Хуссерль и Витгенштейн обратились к «значению» как интенциональному акту (ноэма) или языковому употреблению, отражая разные методологии. Таким образом, «функция» связывает логический формализм и онтологию: она отображает, каким образом идея или понятие реализуются в структуре мира (субстанциальной или языковой).

Краткий словарь

Субстанция – первичная сущность, независимая основа бытия. У Аристотеля – индивидуум; у Спинозы – единая нескончаемая сущность (Бог-Природа); у Лейбница – монада (атомистическая единица); у Канта – категория постоянства вещи во времени; у Гегеля – дух как абсолютная субстанция; у Витгенштейна – совокупность простых объектов мира.

Функция (логическая) – соответствие (или правило) между объектами и значениями. Логическая функция связывает аргументы с истиной (например, предикат как функция с истинностным значением). У Фреге «понятие есть функция аргумента» (истинностная функция). В философии языка – роль слова в общении: значение определяется его «употреблением в языке».

Монада – у Лейбница простая субстанция, неделимая «точка» мироздания; автономная единица, отражающая Вселенную изнутри.

Атрибут (у Спинозы) – фундаментальное свойство субстанции, по-другому «сущность» её. Спиноза знаем два атрибута – протяженность и мышление – как разные проявления единственной субстанции.

Модус (спинозийский) – частный случай субстанции, состояние существования в другой (модификация). Каждый конкретный объект (камень, человек) – модус единой субстанции.

Категория (Кант) – априорное понятие рассудка, структурирующее опыт. Категория «субстанция и принадлежность» означает представление об устойчивости вещи; схема «субстанциальности» – основа понятия постоянства предмета.

Акцидент (принадлежность) – у Аристотеля и Канта – непостоянное свойство вещи (его наличие не нарушает субстанциальной целостности). Например, цвет и местоположение – акциденты, но не меняют сущности тела.

Ноэма (Гуссерль) – интенциональный объект сознания, как оно дано в опыте. В отличие от «реальной вещи», ноэма – смысловое наполнение переживания. Гуссерль различает «ноэзис» (акт сознания) и «ноэму» (объект акта); именно ноэма воплощает значение предмета.

Языковая игра (Wittgenstein) – совокупность правил употребления слов в конкретном языке или ситуации. Витгенштейн считает, что «смысл слова – его употребление» в языковой игре.

Употребление (языка) – реальное использование слова или выражения в речи. По Витгенштейну, анализ языкового употребления выявляет функцию и значение знаков.

Теги
Макросоциология 76 Макроистория 68 Интерпретации 61 Блог 57 Семиотическая парадигма 50 Археологическая парадигма 40 Когнитивные науки 38 СССР 38 Прехистери 38 Текст 35 Справочный материал 35 Пайпс 29 Повелители хаоса 28 В огне первой мировой 26 Бродель 23 Научный коммунизм 22 Манн 22 Трактаты 22 Нормальный человек 20 Объяснительные модели распада СССР 16 Постмодернизм 15 План исследования 15 Терминологический словарь исторической науки 14 Дискурс 13 Исследования 12 Миронов 12 Дробышевский 12 Знак 11 Парадигмы постмодернизма 11 Дополнительные материалы к энциклопедии постмодерна 11 Повседневный коммунизм 11 Труды 10 Факторный анализ 10 Зиновьев 8 Политическая история СССР и КПСС 8 Сорокин 7 Идеократия 7 Элита 6 Никонов - Крушение 6 Греки 6 Знание 5 Традиция 5 Этология 5 БесконечныЙ тупик 5 Массы 5 #Власть 5 #Революция 5 Власть 4 Автор 4 Всемирная история 4 Метод 4 Организационный материализм 4 #Идеология 4 Желание 3 Археология знания 3 Модерн 3 Типы трансформации дискурса 3 Симуляционная парадигма 3 Философские школы 3 Знаки власти 3 Транскрибации 3 Научный капитализм 3 Сэджвик 3 Новый человек 3 Валлерстайн 3 #Симулякры 3 #Метод 3 Дерлугьян 3 Шизоанализ 2 Соавторы 2 Дискурсивные практики 2 Книга 2 Модернизм 2 Генеалогия 2 Биографии 2 Диспозитив 2 Социологическая парадигма 2 Нарратологическая парадигма 2 Порождающие модели 2 Семиотика 2 Великая революция 2 История преступности 2 Глоссарий 2 Дикость 2 Мирсистемный анализ 2 #Когнитивные науки 2 Медиа 2 Миф 1 Символ 1 Идеология 1 Философия жизни 1 Складка 1 Differance 1 «Смерть Автора» 1 «Смерть Бога» 1 Постметафизическое мышление 1 Другой 1 Абсурд 1 Авангард 1 Автономия 1 История сексуальности 1 Порядок дискурса 1 История безумия в классическую эпоху 1 Истина 1 Речь 1 Язык 1 Субъект 1 Подозрение 1 Карта и территория 1 Хаос 1 Порядок 1 Иерархия 1 Неравенство 1 Наука 1 Общество 1 Архетип 1 Эпистема 1 Археология мышления 1 Археология дискурса 1 Эпистемологические разрывы 1 Режимы знания 1 Искусственный интеллект 1 Постмодерн 1 Бессознательное 1 Машина желания 1 Шизоаналитическая парадигма 1 Ироническая парадигма 1 Коммуникационная парадигма 1 Номадологическая парадигма 1 Ацентрическая парадигма 1 Ризома 1 Нарратив 1 Практические примеры и эксперименты 1 Реальность 1 Динамо 1 Самоорганизация 1 СССР: Экономика 1 Красное колесо 1 Март семнадцатого 1 Дореволюционная история 1 Фурсов 1 Золотарёв 1 Нефёдов 1 Солженицын 1 Никонов 1 Новая теория коммунизма 1 Русские 1 Вахштайн 1 \ 1 #Желание 1 #Искусственный интеллект 1 #Матрица 1 #Нормальный человек 1 #Сети 1 #Зиновьев 1 #Капитализм 1 #Община 1 #Россия 1 #Цивилизация 1 Повек 1 Харари 1 Индустриальная революция 1 Парадигмы философии 1 Дюранты 1 Вебер 1 Психология 1 Бинаризм 0 Смысл 0 Клиника 0 Школа 0 Тюрьма 0 Контроль 0 Дисциплина 0 Психоанализ 0 Забота о себе 0 Трансгрессия 0 Социология 0 Нация 0 Народ 0 Блоки 0 Шизоаналитическаяпарадигма 0 Книги 0 История 0 История России 0 От традиции к модерну 0 Антропология 0 Тезисы и планы 0 Воля к власти 0 Социология революции 0 Источники социальной власти 0 Советская власть 0 Преступность 0 Методические указания по истории СССР 0 Тупик 0 Лекции 0 Конспекты 0 Публицистика 0 Социобиология 0 Психофизиология 0 Западная философия от истоков до наших дней 0 Эволюция 0 Этнография 0 История социализма 0 Социализм - учение 0 ман 0 Научно-техническая революция 0 Неолитическая революция 0 Актуальность 0 Фрэзер 0 Меритократия 0 Бюрократия 0 Милитарикратия 0 Человек с точки зрения физиологии 0
Cover