Социология начинается там, где появляются различия между группами людей, когда одна группа говорит о себе “Мы” противопоставляя себя другим. Социология исследует способность к группировке (почему и как люди создают группы), законы функционирования групп, различия между группами, регистрирует групповые проявления.
История также начинается там, где по источникам прошлого можно выделить какие-то группы, начиная с археологических культур. Нет истории отдельного человека. Есть истории городов, регионов, культур, народов, государств - социальных групп.
Люди всегда делились на группы: армии, общины, племена, семьи, банды, цеха, религии, касты, государства, союзы.
Социологи именуют группы стратами, процесс деления - стратификацией. Норма для социологии: отношения между людьми, то есть социальные взаимодействия, немедленно порождают страты. Стратификация есть моментальный срез текущего количества и взаимного расположения страт. Или,- стратификация это объяснительная модель страт в такой-то момент времени в прошлый период. Объяснительная модель здесь полностью замещает понятие “теории”, ибо передовая социология, равно как и передовая историософия, полагают, что точного теоретического (достоверного, прошедшего все мыслимые проверки) знания о прошлом мы не можем иметь. Это просто особенность гуманитарного знания.
Объяснительные модели тоже прекрасный инструмент познания мира и работы с повседневностью. Надо просто уметь ими пользоваться.
Проблема в том, что передовая социология затрудняется с теоретической точностью выделения страт даже в текущий момент времени, предпочитая называть сиюминутные плоды своей работы опять же “объяснительными моделями”.
Чем являются в общем и целом группы? Что толкает людей к делению на группы?
Социология обнаруживает внутри одних страт другие страты. Группы делятся на подгруппы и образуют супергруппы. Возникают уровни кооперации. Каждая страта - матрешка страт. И каждый уровень кооперации вступает в иерархические отношения, отношения субординации с другими уровнями. Армейские и бюрократические страты иллюстрируют это лучше всего, но иерархия возникает везде как свойство группы, ее родовое, системное свойство.
Группа держится на скелете иерархии. Где нет иерархии, дисциплины, субординации, там нет и группы. Даже в случайных группах виртуальных сетей есть, например, лидеры мнений.
Группа возникает как кооперация людей для решения общих задач. Для создания группы нужны общие проблемы, общие задачи. Группа - это взаимопомощь в решении общей задачи.
Итак, общие цели объединяют людей в группы, организационным инструментом которых является иерархия, власть как возможность и способность одних в группе определять поведение других: 1) для достижения целей группы 2) для достижения личных целей. Ибо никакая группа не существует так, чтобы ее члены не заботились о себе и прежде всего о себе, потому что забота о себе заставляет людей вступать в группы.
Конфликт общественного и личного является самым распространенным конфликтом в драме.
Итак, взаимопомощь реализуется как власть, иерархия. Иерархия всегда распределение влияния, статуса, материальных и символических благ внутри группы. Все группы существуют в условиях неизбывной недостижимости цели как Идеала и неизбывной ограниченности ресурсов для ее достижения. Это постулируется в законах экономики. Всего на всех всегда не хватает, что становится условием неравенства и придает иерархии экономическое неравенство между этажами страты.
Социальные взаимодействия рождают иерархию и неравенство, благодаря которым вообще возможны группы и кооперация, без иерархии и неравенства невозможны сотрудничество и взаимопомощь. Только в формах иерархии реализуется взаимопомощь.
Что такое социальное взаимодействие в единственном числе? Это контакт, конфликт или кооперация, между двумя людьми (или между одним человеком и группой). Нить между ними, напряжение своего рода (как электрическое напряжение между полюсами с разностью потенциалов), обмен знаками, сигналами. В этом социальном контакте всегда одному надо больше, чем другому. Ситуация полного равенства потенциалов желания - идеальна, а, значит, воображаема. Желания порождает напряжения. Идаже в любви один любит, а другой разрешает себя любить, как говорят французы.
Желание ведущее к социальному контакту порождено волей к жизни каждого из нас. Мы хотим жить хорошо, проще говоря, контролировать мир вокруг себя, владычествовать над ним. Воля к жизни - воля к власти над жизнью. Даже в одном контакте оба хотят владычествовать, контролировать другого. Социальный контакт - это отношение Власти между контактирующими. Контакт порождает власть.
Социальные группы - это множества таких первичных нитей-контактов, сети Отношений Власти, сети власти. Чем больше группа, тем невообразимо сложнее переплетение и накладывание друг на друга таких сетей (по аналогии представьте себе нейросети в мозгу человека).
Социальная стратификация берет свое начало в индивидуальных желаниях и воле к власти всех своих членов, объединенных общим объектом реализации желания. Социальная стратификация реализуется как иерархия, неравенство