Чтобы было понятно о чем у нас речь, давайте перечислим и классифицируем дискурсивные практики. Важно понимать, что составить исчерпывающий и единственно верный список невозможно, так как дискурсивные практики пронизывают все сферы социальной жизни и часто пересекаются. Однако можно выделить основные типы и классифицировать их по разным основаниям.
Основная функция (цель, задача)
Классификация по функции отражает предназначение дискурсивной практики: что она делает с реальностью, субъектом, нормами, значениями.
➡️ Установление значений и классификаций
Формы: научная таксономия, юридические определения, социальная категоризация.
Особенности: закрепление понятий, установление границ, онтологизация.
Примеры: DSM как инструмент нормализации психических расстройств; определение "беженца" в международном праве.
➡️ Легитимация и делегитимация
Формы: экспертные заключения, религиозные обоснования, публичная критика.
Особенности: придание или снятие авторитетности, нормативная сила.
Примеры: защита диссертаций; разоблачительные расследования в медиа.
➡️ Убеждение и влияние
Формы: политическая агитация, реклама, проповедь.
Особенности: риторическая направленность, эмоциональное и когнитивное воздействие.
Примеры: политические дебаты; слоганы в маркетинге.
➡️ Конструирование идентичности (субъективация)
Формы: автобиографии, собеседования, гендерные дискурсы.
Особенности: формирование "я", распределение ролей и позиций.
Примеры: психотерапевтические сессии; нарративы о "настоящем мужчине".
➡️ Нормализация и регуляция
Формы: законы, инструкции, этикет.
Особенности: определение допустимого, формирование поведения.
Примеры: санитарные нормы; школьные правила поведения.
➡️ Производство и распространение знания
Формы: научные статьи, лекции, расследования.
Особенности: институционализация знания, архивируемость, проверяемость.
Примеры: учебник истории; база данных по климатическим изменениям.
➡️ Сопротивление и контр-дискурс
Формы: манифесты, сатира, уличные лозунги.
Особенности: оспаривание гегемонии, создание альтернатив.
Примеры: феминистская критика языка медицины; граффити в авторитарных странах.
Сфера применения
Классификация по сфере показывает, в каких институциональных и социально-культурных рамках функционирует дискурс.
➡️ Политические
Формы: манифесты, речи, программы.
Особенности: борьба за власть, мобилизация.
Примеры: парламентские дебаты; выступление на митинге.
➡️ Научные
Формы: статьи, конференции, отчёты.
Особенности: верифицируемость, методология, жанровая строгость.
Примеры: публикации в peer-reviewed журналах.
➡️ Юридические
Формы: нормы, акты, приговоры.
Особенности: нормативная сила, строгость формулировок.
Примеры: юридическое заключение; судебная речь.
➡️ Медицинские
Формы: анамнез, рекомендации, классификации.
Особенности: клинический стиль, диагностика.
Примеры: история болезни; описание симптомов.
➡️ Религиозные
Формы: проповедь, догматы, исповедь.
Особенности: сакральная легитимация, символическая насыщенность.
Примеры: молитвослов; богословские трактаты.
➡️ Медийные
Формы: новости, интервью, статьи.
Особенности: высокая частота, доступность, нарративная форма.
Примеры: телерепортаж; колонка в газете.
➡️ Повседневные
Формы: разговор, сплетня, шутка.
Особенности: спонтанность, ситуативность.
Примеры: разговор у лифта; кухонные обсуждения политики.
➡️ Образовательные
Формы: лекция, тест, учебное пособие.
Особенности: дидактичность, структурированность.
Примеры: школьный урок; экзаменационный билет.
Степень формальности
Классификация по формальности указывает на институциональные рамки, стандартизацию и допустимость отклонений.
➡️ Формальные
Формы: заседания, конференции, официальные письма.
Особенности: ритуализированность, строгий регламент, архивируемость.
Примеры: защита кандидатской диссертации; подписание международного договора.
➡️ Неформальные
Формы: беседы, комментарии, сплетни.
Особенности: гибкость, вариативность, эмоциональность.
Примеры: обсуждение в мессенджере; разговор в курилке.
Основной канал сообщения (медиум)
Классификация по каналу актуализирует техническую форму дискурса и особенности восприятия.
➡️ Устные
Формы: разговор, диалог, выступление, интервью.
Особенности: синхронность, интонация, жестикуляция, эффект присутствия.
Примеры: спонтанный спор, радиопередача, дебаты.
➡️ Письменные
Формы: письма, статьи, заявления, книги.
Особенности: асинхронность, фиксация, редактируемость, архивируемость.
Примеры: научный текст, бюрократическое письмо, пост в соцсети.
➡️ Визуальные
Формы: графика, фото, плакаты, видео.
Особенности: визуальное воздействие, симультанность восприятия.
Примеры: политический плакат, мем, иконография власти.
➡️ Мультимодальные
Формы: соединяют несколько каналов — текст, изображение, звук, движение.
Особенности: комплексное воздействие, высокая выразительность, креативность.
Примеры: видеоблог, TikTok-ролик, презентация PowerPoint, онлайн-курс.
Функции дискурсивных практик
Производят и организуют значения: Они определяют, как мы говорим и думаем о конкретных объектах, явлениях или группах людей, какие смыслы им приписываются.
Конструируют объекты познания и социальную реальность: Через дискурсивные практики определенные вещи, идеи или проблемы становятся видимыми, значимыми и доступными для обсуждения и действия, в то время как другие игнорируются или маргинализируются. Они не просто описывают реальность, но активно создают ее для нас.
Формируют социальные субъекты и идентичности: Они предписывают определенные роли, позиции и способы самовосприятия для индивидов (например, "врач", "пациент", "эксперт", "преступник"). То, как о нас говорят и как мы говорим о себе, формирует нашу идентичность.
Устанавливают и поддерживают отношения власти: Они определяют, кто имеет право говорить (и быть услышанным) по определенному вопросу, чьи знания считаются легитимными, какие высказывания являются приемлемыми или авторитетными, а какие – нет. Таким образом, они распределяют и легитимируют власть.
Регламентируются правилами и нормами: Хотя часто неявными, существуют правила, определяющие, что можно и нельзя говорить, как это нужно говорить, в каком контексте и с какой целью в рамках данного дискурса (например, научного, медицинского, юридического, политического).
Ключевые характеристики
Социальность: Возникают и функционируют в обществе.
Историчность: Меняются со временем и зависят от конкретного исторического контекста.
Системность: Представляют собой не случайные высказывания, а упорядоченные наборы действий и способов говорения/мышления.
Продуктивность: Активно создают, а не просто отражают реальность, знания и власть.
Связь с действием: Язык рассматривается не изолированно, а как форма социального действия.
Дискурсивные практики — это устоявшиеся в обществе "правила игры" в отношении того, как мы говорим, пишем и думаем о чем-либо, и эти "правила" активно формируют наше понимание мира, самих себя и отношения власти в обществе.
Также: Археология дискурса