Понятия «субстанция» и «функция» в истории философии и логики

Субстанция традиционно понимается как нечто самостоятельное, первичное в бытии. У Аристотеля под субстанцией (ousia) понимался единичный индивид – основа сущего, не находящаяся «в» каком-либо другом (акциденция). У Спинозы субстанция тождественна Богу или природе: «существует само по себе и представляется само через себя», причем таких субстанций лишь одна (пантеизм). Лейбниц считал субстанциями «простые сущности» – монады, базовые «единицы» мира, не имеющие частей. Кант вводит субстанцию как категорию рассудка, обозначающую устойчивость вещи во времени: схема «субстанциальности» – это «устойчивость реального предмета во времени». У Гегеля дух рассматривается как истинная субстанция, тогда как материальные объекты «не обладают для себя бытием»: «Субстанция материи находится вне неё, дух есть у себя бытие». В феноменологии Гуссерля акцент смещается от объективной субстанции к структуре сознания: смысл (значение) предмета дан в составе опыта (ноэме), а не в недоступном «вещном» предмете. В аналитической традиции (представленной, например, Витгенштейном) понятие субстанции связывается с логическими объектами – «простыми объектами» мира. В Трактате Витгенштейн прямо пишет: «Объекты образуют субстанцию мира. Вот почему они не могут быть составными». При этом он отмечал, что «субстанция мира способна определять только форму, но не материальные свойства» – плоть мира задают только конфигурации простых объектов.

Функция в философии и логике многозначна. В логическом смысле (особенно в аналитической традиции) функция – это правило соответствия (mapping) между объектами или истинами: Фреге обозначил понятие как функцию аргумента, принимающую значение истины или множества. Так, в формальной логике предикат есть функция, возвращающая истинностное значение. В поздней философии языка функция слова часто понимается как его роль в языке: Витгенштейн подчеркивает, что слово или предложение «имеет определённое значение, основанное только на „правилах" текущей языковой игры» – то есть смысл слова задает его употребление. В континентальной традиции термин «функция» встречается, например, в гуссерлевской теории интенциональности (функция сознания даёт предметности ей присущую структуру), или в гегелевской диалектике (познание выполняет телос – познаваемая идея). Часто обсуждается «функция» как соотношение понятия и реальности (см. схему Фреге), т.е. как способ, каким понятие отображает сущность вещей. Роль функции в математической логике – связывать аргументы с результатами – связывает ее с онтологией тем, что каждое логическое выражение через функцию предполагает существование соответствующих сущностей (значений функции) в онтологии теории.

Аристотель

Аристотель отождествляет субстанцию с индивидуумом – первичной сущностью. В «Категориях» он отмечает, что субстанция не «находится» ни в чём другом и сама не зависит ни от какого субстрата. Субстанция – это самостоятельное бытие, носитель свойств (акцидентий). Вторыми сущностями у него являются род и вид: через них мы можем говорить о сущностях, но первоосновой всегда остаётся конкретный индивид. По логике Аристотеля, субстанция – это то, что лежит в основании бытия, «не подлежащее» (основа предикатов и суждений). Функция у Аристотеля носит телеологический характер (например, «эргоном» человека он считает разум), однако в формальной логике Аристотеля функции как таких нет – это цель, а не математическое соответствие.

Спиноза

Спиноза развил единичную монолитную модель реальности: существует «только одна субстанция», то есть Бог или Природа, «существующая сама по себе и представляемая через себя». Он отвергает традиционное дуалистическое разделение (как у Декарта) и считает, что все конечные вещи – это модусы (модификации) этой единой бесконечной субстанции. У Спинозы субстанция бесконечна, неизменна и неделима, а все «материальные» и «духовные» явления редуцируются к проявлениям атрибутов (единственно нам известных – протяжения и мышления) этой субстанции. Функции в смысле формальной логики у Спинозы нет; его понятие функции ближе к причинности (каждая модификация – следствие внутреннего порядка субстанции). Его учение – онтологический пантеизм, где единственной субстанцией является Бог.

Лейбниц

Лейбниц развивает субстанциальный плюрализм: мир состоит из бесчисленных неделимых субстанций (монад), каждая из которых автономно «способна к изменению своего состояния» (изменение из внутреннего «стремления»). Монады – простые субстанции, которые «ни окна, ни двери» не имеют (никак не взаимодействуют напрямую, предустановленная гармония согласует их состояния). Таким образом, для Лейбница первичны «индивидуальные сущности» (монады), а не материя или пространство. Любая сложная вещь происходит из согласованного действия множества монад. Понятие «функция» у Лейбница можно отнести к его математическому и логическому наследию: он заложил основы анализа (функциональных зависимостей) и логики, но в философском смысле выделяет главное – сущность каждой монады и связь её восприятий (апперцепций). Его «онтологический минимализм» противостоит метафизическому рационализму (каждая монада – «живое зеркало Вселенной»).

Кант

Кант вводит субстанцию как одну из априорных категорий рассудка (в категории отношений – «субстанция и принадлежность»). В трансцендентальной дедукции он подчёркивает, что через категорию субстанции мы абстрагируем «устойчивость предмета во времени». Субстанция у Канта – это то, что сохраняет своё «бытие» в изменяющемся процессе опыта (схема «субстанциальности» – устойчивость реального предмета во времени). В метафизическом плане Кант различает мир вещей-в-себе (субстанции вне пространства-времени, непознаваемые) и мир явлений (его объекты можно только феноменально описать). Категория субстанции делает возможной науку о природе, но Кант предупреждает о её регулятивных границах. О понятии функции Кант непосредственно не пишет, однако его учение о суждениях («функциях суждения») подразумевает, что логические формы (например, категориальный синтез) «упорядочивают» опыт; таким образом функция суждения – это объединяющее представления действие рассудка.

Гегель

У Гегеля «субстанция» переходит в понятие «абсолютного духа». Метафизическая система Гегеля основана на диалектическом единстве мысли и бытия, где дух (Geist) выступает одновременно как субъект и субстанция реальности. В «Науке логики» Гегель отождествляет единство логики и метафизики: Абсолютное есть самоопределяющаяся идея. В цитате Людвига фон Мизеса выражена суть гегелевской онтологии: «Единственной реальной вещью во Вселенной является Geist. Материальные вещи не обладают для себя бытием. Субстанция материи находится вне её, дух есть у себя бытие». То есть Гегель считает, что материальные объекты – лишь появление, тогда как субъектно-знательная активность (дух) истинно реально. Таким образом, гегелевский дух – это и субстанция (самоосознающийся мир) и субъект (развивающийся через историю). В гегелевской логике функции выступают как диалектические «движущие силы» мыслительного процесса (тезис–антитезис–синтез), а «функция познания» мира реализуется через исторически и логически обусловленные переходы категорий (от бытия к сущности к понятию). Гегель оказал влияние как на континентальные, так и на аналитические традиции философии, а его категория «субстанция» стала одной из «рекурсивных» идей в истории метафизики.

Гуссерль

Эдмунд Гуссерль как основатель феноменологии не использует категорию «субстанции» в традиционном смысле. Он предлагает сместить вопрос на структуру сознания: каждый акт сознания направлен на какой-то предмет (интенциональность). В этой теории важнее то, каким предмет дан в сознании (ноэма), чем какой-то «вещный субстрат». «Гуссерль настаивает на том, что феноменологически несравненно большее значение имеет предмет, каким он дан в составе переживания (в ноэме), а не сам недоступный трансцендентный предмет». Иными словами, значение предмета (его сущность) конституируется сознанием, а не извне. Для Гуссерля функция сознания – конституировать смысл; он разрабатывает теорию «характеристических функций» познания (например, функции интенциональных актов, объединяющих ощущения в понятные объекты). Его анализ логики и математики (в ранних «Логических исследованиях» и «Философии арифметики») укладывается в феноменологическую рамку: понятия, функции и значения выводятся из структуры опыта. Гуссерль заложил основы «теории значения» как идеального объекта: значение – это идеальный наполнитель смыслового акта, а функция логического высказывания определяется тем, к каким ноэмам оно отсылает.

Витгенштейн

Витгенштейн представил две разные концепции. В «Логико-философском трактате» (1921) он постулирует, что мир состоит из простых фактов и объектов. Простые объекты он называет субстанциями: «Объекты образуют субстанцию мира. Вот почему они не могут быть составными». Субстанция мира у Витгенштейна – это совокупность простых объектов и их логической формы, задающей неизменную структуру. Субстанция определяет форму «картины мира», но не его содержание: «лишь посредством суждений проявляются материальные свойства – лишь посредством конфигурации объектов». То есть функции утверждений строят конфигурацию этих объектов.

В поздних трудах (Философские исследования) Витгенштейн отвергает метафизический подход к субстанции и сосредотачивается на языке. Понятие функции у него становится языковым – каждое слово «функционирует» в языковой игре. Значение слова определяется его употреблением в языке: «Витгенштейн утверждал, что слово или предложение имеет определённое значение, основанное только на „правилах" текущей „игры"». Таким образом, функция высказывания – это его роль в коммуникации. Аналитический акцент смещается от «функции объекта» к «функции языка», а «субстанция» заменяется понятием грамматики и формы жизни.

Сравнительный анализ (аналитическая vs континентальная традиции)

В аналитической традиции (представленной логикой и философией языка) понятие «субстанция» редуцируется до формальных объектов: логические атомы мира (у Фреге и Лейбница – аргументы функций, у Витгенштейна – простые объекты). Функция в аналитической традиции – это логическая или математическая функция (например, высказывательные функции или концепты у Фреге), а в философии языка – «языковая игра» (Wittgenstein).

Континентальная традиция обращается к метафизическим и гносеологическим аспектам: у Гегеля субстанция – это абсолютная идея (самопознающий дух), а функция – диалектическое развитие понятия, у Гуссерля функция – сознательная конституция смысла (интенциональная структура), у Канта субстанция – категория опыта. Пересечение традиций заметно в наивной логике бытия (экзистенциализме, структурализме): и аналитики, и континенталы признают необходимость прояснить онтологическую основу мира, но идут разными путями. Например, Гегель оказал влияние на аналитические философы XX в. (опосредованно через логику), а формальная логика Фреге–Russell повлияла на континентальную феноменологию (Через Гуссерля). Аналитики предпочитают формальные методы и значение через употребление, континенталы – диалектический синтез и феноменологическое описание.

В контексте математической логики понятия «функция» и «значение функции» выступают ключевыми. Логические функции устанавливают соответствия между элементами моделей и формами высказываний, а их значения служат онтологической «нагрузкой» теории (вероятностные, булевы и др. значений). Это объясняет связь логики с онтологией: выбор логической системы подразумевает принятие определённой структуры бытия (например, в теории множеств функции соответствуют множествам упорядоченных пар). В философии такие идеи находит Фреге, рассматривавший понятие как функцию аргумента, принимающую логическое значение (истина/ложь). Хуссерль и Витгенштейн обратились к «значению» как интенциональному акту (ноэма) или языковому употреблению, отражая разные методологии. Таким образом, «функция» связывает логический формализм и онтологию: она отображает, каким образом идея или понятие реализуются в структуре мира (субстанциальной или языковой).

Краткий словарь

Субстанция – первичная сущность, независимая основа бытия. У Аристотеля – индивидуум; у Спинозы – единая нескончаемая сущность (Бог-Природа); у Лейбница – монада (атомистическая единица); у Канта – категория постоянства вещи во времени; у Гегеля – дух как абсолютная субстанция; у Витгенштейна – совокупность простых объектов мира.

Функция (логическая) – соответствие (или правило) между объектами и значениями. Логическая функция связывает аргументы с истиной (например, предикат как функция с истинностным значением). У Фреге «понятие есть функция аргумента» (истинностная функция). В философии языка – роль слова в общении: значение определяется его «употреблением в языке».

Монада – у Лейбница простая субстанция, неделимая «точка» мироздания; автономная единица, отражающая Вселенную изнутри.

Атрибут (у Спинозы) – фундаментальное свойство субстанции, по-другому «сущность» её. Спиноза знаем два атрибута – протяженность и мышление – как разные проявления единственной субстанции.

Модус (спинозийский) – частный случай субстанции, состояние существования в другой (модификация). Каждый конкретный объект (камень, человек) – модус единой субстанции.

Категория (Кант) – априорное понятие рассудка, структурирующее опыт. Категория «субстанция и принадлежность» означает представление об устойчивости вещи; схема «субстанциальности» – основа понятия постоянства предмета.

Акцидент (принадлежность) – у Аристотеля и Канта – непостоянное свойство вещи (его наличие не нарушает субстанциальной целостности). Например, цвет и местоположение – акциденты, но не меняют сущности тела.

Ноэма (Гуссерль) – интенциональный объект сознания, как оно дано в опыте. В отличие от «реальной вещи», ноэма – смысловое наполнение переживания. Гуссерль различает «ноэзис» (акт сознания) и «ноэму» (объект акта); именно ноэма воплощает значение предмета.

Языковая игра (Wittgenstein) – совокупность правил употребления слов в конкретном языке или ситуации. Витгенштейн считает, что «смысл слова – его употребление» в языковой игре.

Употребление (языка) – реальное использование слова или выражения в речи. По Витгенштейну, анализ языкового употребления выявляет функцию и значение знаков.

Теги
Макросоциология 52 Семиотическая парадигма 50 Интерпретации 42 Археологическая парадигма 40 СССР 38 Макроистория 37 Когнитивные науки 36 Текст 35 Блог 32 Пайпс 29 В огне первой мировой 26 Повелители хаоса 24 Бродель 23 Научный коммунизм 22 Нормальный человек 20 Объяснительные модели распада СССР 16 Трактаты 16 Постмодернизм 15 Дополнительные материалы к энциклопедии постмодерна 15 Дискурс 13 План исследования 12 Знак 11 Парадигмы постмодернизма 11 Справочный материал 11 Повседневный коммунизм 11 Труды 10 Исследования 10 Факторный анализ 10 Миронов 9 Зиновьев 8 Политическая история СССР и КПСС 8 Сорокин 7 Никонов - Крушение 6 Знание 5 Элита 5 БесконечныЙ тупик 5 Массы 5 Власть 4 Автор 4 Этология 4 Желание 3 Археология знания 3 Традиция 3 Модерн 3 Типы трансформации дискурса 3 Симуляционная парадигма 3 Философские школы 3 Знаки власти 3 Транскрибации 3 Научный капитализм 3 Сэджвик 3 Новый человек 3 Организационный материализм 3 Шизоанализ 2 Соавторы 2 Дискурсивные практики 2 Модернизм 2 Генеалогия 2 Биографии 2 Диспозитив 2 Социологическая парадигма 2 Нарратологическая парадигма 2 Порождающие модели 2 Семиотика 2 Великая революция 2 Источники социальной власти 2 История преступности 2 Глоссарий 2 Дикость 2 Мирсистемный анализ 2 Миф 1 Символ 1 Идеология 1 Философия жизни 1 Складка 1 Differance 1 «Смерть Автора» 1 «Смерть Бога» 1 Постметафизическое мышление 1 Другой 1 Абсурд 1 Авангард 1 Автономия 1 История сексуальности 1 Порядок дискурса 1 История безумия в классическую эпоху 1 Истина 1 Речь 1 Язык 1 Клиника 1 Школа 1 Тюрьма 1 Контроль 1 Дисциплина 1 Субъект 1 Забота о себе 1 Трансгрессия 1 Подозрение 1 Карта и территория 1 Хаос 1 Порядок 1 Иерархия 1 Неравенство 1 Наука 1 Общество 1 Архетип 1 Эпистема 1 Археология мышления 1 Археология дискурса 1 Эпистемологические разрывы 1 Режимы знания 1 Книга 1 Искусственный интеллект 1 Постмодерн 1 Бессознательное 1 Машина желания 1 Шизоаналитическая парадигма 1 Ироническая парадигма 1 Коммуникационная парадигма 1 Номадологическая парадигма 1 Ацентрическая парадигма 1 Ризома 1 Нарратив 1 Практические примеры и эксперименты 1 Реальность 1 Динамо 1 Самоорганизация 1 СССР: Экономика 1 Красное колесо 1 Март семнадцатого 1 Дореволюционная история 1 Фурсов 1 Золотарёв 1 Манн 1 Нефёдов 1 Солженицын 1 Никонов 1 Новая теория коммунизма 1 Русские 1 Вахштайн 1 Метод 1 \ 1 Бинаризм 0 Смысл 0 Психоанализ 0 Социология 0 Нация 0 Народ 0 Блоки 0 Шизоаналитическаяпарадигма 0 Книги 0 История 0 История России 0 От традиции к модерну 0 Антропология 0 Тезисы и планы 0 Воля к власти 0 Социология революции 0 Советская власть 0 Преступность 0 Методические указания по истории СССР 0 Всемирная история 0 Тупик 0 Лекции 0 Конспекты 0 Публицистика 0 Социобиология 0 Психофизиология 0 Западная философия от истоков до наших дней 0 Эволюция 0 Этнография 0 История социализма 0 Социализм - учение 0
Cover